БАНК ЗАДАНИЙ

Задания могут меняться до 1 ноября. 

Грант для юных изобретателей (до 20)

Программа «Мехатроника и робототехника» проводит конкурс грантов для юных изобретателей. Грантовый фонд – 200 тысяч рублей!
У тебя есть идея по созданию робота, но нет возможности приобрести комплектующие – заполни заявку на грант и получи возможность выиграть IPhone!
Для получения гранта нужно подать заявку с описанием модели робота и сметой необходимых элементов. Принимаются заявки от участников до 20 лет.
Максимальная сумма гранта – 30 000 рублей.

Подать заявку на грант до 30 ноября (редактируется)

Прочитать положение о гранте (редактируется)

[свернуть]
Соревнования роботов по сборке мёда (до 14)

Шурупкин и Лампочкин прошлым летом гостили в Бурзянском районе. Разгуливая по лесам вдоль реки Агидель, они увидели, как местные жители добывают дикий мёд!
Башкортостан славится своим медом. Он не только очень вкусный, но и крайне полезный. Но добывать его – очень сложная работа.
Наши юные изобретатели из Технопарка “Толтек” отыскали разные железки, болтики, винтики, провода и микроэлектронику в гараже. Затем ребята  собрали робота для сборки меда. Но так как они гостили в деревне, то у них не было возможности сделать роботов автономными, поэтому они управляют роботами дистанционно. Во время проверки своего робота в полевых условиях ребята повстречали медведя по имени Винни Пух! Винни Пух собирал мед намного быстрее, чем робот наших изобретателей! Готовы ли вы собрать скоростного робота для сборки меда, который будет быстрее Винни Пуха?

Условия конкурса

Придумать и изготовить робота для сборки наибольшего количества мёда за отведенное время на игровом поле.

Призы

1 место:
2 место:
3 место:

Требования к командам

1.  Команда состоит не более, чем из двух участников и тренера.
2. Соревнования проводятся только в «младшей категории» до 14 лет включительно

Требования к роботу

1. Размер робота на старте не должен превышать  250х250х250 мм.
2. Для изготовления прототипа участники могут использовать любые конструктивные элементы.
3. Для изготовления прототипа участники могут использовать любые контроллеры.
4. Устройство может быть как с дистанционным управлением, так и автономным.

Описание полигона

внешний вид уточняется
1. Размер полигон 3×3 метра
2. На полигоне присутствуют преграды, горки, строения.

Описание ульев

Улей — это комнатный выключатель со смонтированным светодиодом. Выключатель встроен в короб в форме улья. Мёд считается собранным, если выключатель нажат и светодиод загорелся. Ульи в зависимости от своей труднодоступности отличаются цветом:

Красный  — 10 кг мёда
Желтый — 8 кг меда
Зеленый — 6 кг меда
Синий  — 4 кг мёда
Белый — 2 кг мёда

Правила проведения соревнований

1. Соревнования проводятся в три этапа: первые два этапа представляют собой квалификационные раунды, а третий этап — финальные раунды.
2. В квалификационном раунде на полигоне собирает мед только одна команда.
3. В финальные раунды проходят 8 команд, собравшие наибольшее количество мёда в любом из двух квалификационных раундов за 90 секунд.
4. В финальном раунде на полигон вызываются по 2 команды по олимпийской системе. Участникам дается 120 секунд.
5. Команда, собравшая наименьшее количество мёда в раунде, выбывает из соревнований.
6. В результате определяются 3 сильнейшие команды.

Правила проведения раунда

1. Зона старта выделена красным квадратом.
2. Сигнал для начисления баллов судьей за собранный мед — загорание светодиода.
3. Если улей упал, сместился со стойки или сломался, то команда получает штраф -10 кг меда, вне зависимости от цвета улья.
4. Мёд из улья можно собрать только один раз.
5. В случае одновременного участия двух роботов на поле допускается создание препятствий другому роботу, но также можно и помогать сопернику — подтолкнуть его, если тот застрял.
6. В случае досрочного выполнения заданий фиксируется время прохождения раунда.

[свернуть]
Шорт-Трек (до 14, до 20)

Шурупкин всегда мечтал стать самым известным гонщиком в мире, и для этого он решил создать самую быструю машину. Но Шурупкин не знает, какую машину взять за основу. Помогите Шурупкину и создайте машину, которая обгонит всех остальных.

Условия состязания

Цель робота — за минимальное время проехать по линии N полных кругов (количество кругов определяет главный судья соревнований в день соревнований). Движение осуществляется в направлении по часовой стрелке. Круг–полный проезд роботом трассы, с возвращением в место старта, пересекая при этом линию старта-финиша. После пересечения финиша N-ого круга робот должен остановиться!

Требования к командам

1.  Команда состоит из одного участника и тренера.
2. Соревнования проводятся в двух возрастных категориях:

— «младшая группа» до 14 лет включительно;
— «старшая группа» от 15 до 20 лет включительно.

Требования к роботу

1. Максимальные размеры робота 200*200*200 мм.
2. Во время заезда робот не может изменять свои размеры.
3. Робот должен быть автономным.
4. На стартовой позиции робот устанавливается перед линией старта, никакая его часть не выступает за стартовую линию.
5. Движение робота начинается после команды судьи и однократного нажатия оператором кнопки RUN или по реагированию на любой датчик.

Игровое поле (пример)

1. Размеры игрового поля 1200*2400 мм.
2. Поле представляет собой белое основание с черной линией траектории.
3. Линии на поле могут быть прямыми, дугообразными, пересекаться под прямым углом.
4. Толщина черной линии 18-25 мм.
5. На линии возможно размещение препятствий (только в одном месте большого и малого круга): горка (размер: 250 мм шириной, 250 мм длиной и 30-50 мм высотой; основной цвет поверхности белый). Препятствия жестко закреплены на поверхности поля, линия трассы на препятствиях не прерывается. Наличие и место расположения препятствий объявляется в день соревнований.

Квалификационные заезды

1. Количество квалификационных заездов определяет главный судья в ден ьсоревнований.
2. В квалификационном заезде участвует 1 робот.
3. Заезд останавливается судьей, если робот неможет продолжить движение втечении 15 секунд или время прохождения трассы превышает 60 секунд.
4. Заезд на квалификационном этапе состоит из одного полного круга.
5. Окончание заезда фиксируется судьей состязания.
6. Фиксируется время прохождения трассы.
7. Если робот сходит с дистанции (оказывается всеми колесами с одной стороны линии),то он снимается с заезда, при этом роботу записывается время, равное 60 секунд.

Финальные заезды

1. В финальных заездах участвуют одновременно два робота (пара) на поле.
2. Пары для заездов и дорожка каждого робота определяются с помощью жеребьевки.
3. Роботы устанавливаются у линий старта в одинаковом направлении.
4. В ситуации, когда робот догоняет соперника, заезд досрочно завершается, но при условии проезда не менее 5 секунд без столкновения.
5. Победителем заезда объявляется робот, догнавший соперника.

Столкновение роботов

1. В ходе​заезда действует правило“перекресток проезжает первый”. Робот пришедший к перекрестку вторым обязан пропустить первого, вслучае столкновения–дисквалификация участника, совершившего наезд на соперника.
2. В случае, когда невозможно определить виновника столкновения, судья обязан назначить переигровку, при этом роботы меняются дорожками.

Определение победителя

Соревнования проводятся в два этапа–квалификация и финальные заезды. Между квалификационными заездами будет предоставлено время на дополнительную отладку робота. Между квалификационными и финальными заездами роботы остаются в карантине, время на отладку не предоставляется.

1. По результатам квалификации на основании времени заездов составляется рейтинг роботов.
2. В финальные заезды проходят роботы, занявшие первые места в квалификации. Количество финалистов определяется главным судьей соревнований в день соревнований в зависимости от количества команд участников.
3. Финальные заезды проходят по олимпийской системе(игра на вылет). Судьи соревнований формируют турнирную сетку, в каждом круге из участников составляются пары в соответствии с рейтингом квалификационных заездов и жеребьевки.
4. Из каждой пары в следующий круг выходит победитель заезда.
5. Перед​ финальным кругом судьи соревнований проводят заезд за третье место.
6. Победителем соревнования становится робот, победивший в финальном круге. Второе место присуждается роботу, проигравшему в финальном круге.

[свернуть]
Умная электроника (до 14, 14+)

редакция от 25.09.2019

Умная электроника 

В секретных  лабораториях Технопарка «Толтек» робототехник Шурупкин создает изобретения, которые упрощают нашу жизнь. Эти изобретения Шурупкин называет «умная электроника». По словам Шурупкина, умная электроника – это устройство, которое помогает людям в их повседневной жизни. Среди его изобретений есть умная кружка, догадливые кеды, подсказывающие блокноты, самостоятельный холодильник, телепорт «Дом тире школа тире дом», невесомый портфель и так далее.
К Шурупкину и его коллеге Лампочкину скоро должен приехать их давний друг Илон Маск, которого Шурупкин очень хочет удивить новым изобретением. Но сейчас у Шурупкина закончились идеи, и он находится в творческом кризисе. Помогите Шурупкину придумать и осуществить умопомрачительную сногсшибательную супер-мега крутую идею нового устройства, чтобы ему сказать: «А как тебе такое, Илон Маск!?».

Условия конкурса

Придумать и изготовить прототип умной электроники, представить его Шурупкину и членам жюри.

Призы

1 место:
2 место:
3 место:

Требования к командам

1.  Команда состоит не более, чем из двух участников и тренера.
2. Соревнования проводятся в двух возрастных категориях:

— «младшая группа» до 14 лет включительно;
— «старшая группа» от 15 до 20 лет включительно.

Требования к прототипу устройства

1. Ограничения на размер и массу не устанавливается.
2. Для изготовления прототипа участники могут использовать любые конструктивные элементы.
3. Для изготовления прототипа участники могут использовать любые контроллеры.
4. Устройство может быть программируемым или непрограммируемым.

Правила проведения конкурсного отбора

1. Первый этап проходит дистанционно до 20 марта 2020 года. При подаче заявки необходимо прикрепить видео, демонстрирующее работу изготовленного прототипа.
2. Участники, прошедшие дистанционный отбор, получают приглашение на фестиваль Робопром-2020.
3. На фестивале участники демонстрируют прототипы своих устройств перед членами жюри.
4. Во время демонстрации участникам необходимо иметь презентационный плакат своего изобретения на формате А1. На плакате следует отобразить все необходимое, чтобы Шурупкин смог понять и оценить проект:
— название;
— информация о разработчиках;
— описание прототипа;
— этапы разработки.

Критерии оценки устройств

Особое внимание Шурупкин уделяет фотографиям, рисункам, чертежам, инженерным книгам и всему тому, что произведено своими руками. Устройство будет оцениваться по следующим критериям:
—  эффективность на практике;
— оригинальность идеи;
— эстетическое оформление;
— качество и оригинальность выступления при защите проекта;
— возможность коммерциализации.

[свернуть]
Соревнования роботов уборщиков (до 18)

Робот — уборщик

Похожее изображениеБашкортостан славится своими заповедниками, памятниками природы. Некоторые недобросовестные люди, посещая их, оставляют после себя мусор. Помочь убрать территорию вызвались Шурупкин и Лампочкин. Они создали робота-уборщика, но его одного недостаточно, чтобы полностью очистить заповедник от мусора. Вам предстоит создать собственного робота-уборщика и помочь нашим борцам за чистоту!

 Условия соревнования

За 2 минуты робот должен перевезти  мусор в зону МУСОР, преодолевая смоделированные препятствия.

Требования к командам

1.  Команда состоит не более, чем из двух участников и тренера.
2. Возраст участников не превышает 18 лет.

Требования к роботу

1. Робот может быть как и автономными, так и радиоуправляемым.
2. Размер робота на старте не превышает 350х350х350мм.
3. Для реализации робота участники могут выбрать любую робототехническую платформу, любые конструктивные элементы и протокол связи.

Игровое поле

 Внешний вид поля уточняется

1. Размеры игрового поля 4х4 метров.
2. Поле представляет собой несколько секций с препятствиями, представленными в виде камней, песка, туннеля  и т.д.
3. СТАРТ – зона размером 400х400.
4. Мусор четырех типов:
— жестяные банки из под газировки объемом 0,33л(пустые и полные);
— пластиковые бутылки 0,5 л;
— столовые металлические ложки;
— скомканная бумага листа А4.
5. Количество мусора и его расположение определяется главным судьей перед началом заезда после сдачи роботов в карантин.

Правила проведения соревнования

1. Каждая команда совершает по одной попытке в двух заездах.
2. Робот стартует с зоны СТАРТ.
3. Движение роботов начинается после команды судьи.
4. По просьбе участника, после выгрузки мусора на зону СТАРТ и отъезда робота  от зоны судья убирает мусор из зоны, фиксируя его положение.
5. Робот может перемещать неограниченное количество мусора.

Баллы

Баллы начисляются в зависимости от типа собранного мусора:
— за скомканную бумагу начисляется 1 балл;
— за пустые банки от газировки начисляется 2 балла;
— за полные банки газировки и пластиковые бутылки начисляется 3 балла;
— за железные ложки начисляется 4 балла.

[свернуть]
Соревнования роботов по сборке кубиков Рубика 3x3 (до 20 лет)

Шурупкин и Лампочкин – начинающие гении из технопарка “Толтек”! Лампочкин любит придумывать новые механизмы и программировать их, а Шурупкин любит воплощать идеи Лампочкина в жизнь – конструировать. Но они ужасные лентяи. А лень, как известно, — двигатель прогресса! Чтобы не собирать кубик вручную, Лампочкин изобрел робота — сборщика кубика Рубика, а Шурупкин запрограммировал его.
Теперь их робот может собрать все грани за 5 минут. А сможете ли вы изобрести робота, который может собрать кубик Рубика быстрее?

Условия соревнования

Участникам необходимо представить самостоятельно сконструированного робота, способного собрать кубик Рубика меньше, чем за 5 минут.

Призы

1 место:
2 место:
3 место:

Требования к командам

1. Команда состоит не более, чем из двух участников и тренера.
2. Соревнования проводятся только в одной возрастной категории
3. Возраст участников не превышает 20 лет.

Требования к роботу

1. Робот должен быть автономным.
2. Размер и масса робота не ограничены.
3. Для создания робота участники могут выбрать любую робототехническую платформу, использовать любые элементы, любые сенсоры и прочие комплектующие.

Правила проведения соревнований

1. Соревнования проводятся в три раунда: первые два раунда квалификационные, а третий финальный.
2. В финальный раунд проходят 5 команд, собравшие кубик за наименьшее время в любом из двух квалификационных раундов.
3. Победитель и два призера  определяются в финальном раунде по наименьшему времени сборки.
4. Если квалификационный раунд роботы не проходят, то финальный раунд отменяется.
5. Если в финальном раунде роботы не выполняют задание, то соревнование завершается без победителей.
6. Финальный раунд проводится даже в том случае, если квалификацию проходит один робот.

Правила проведения раунда

1. Каждому участнику выдается кубик Рубика стандартного размера (длина грани 54-59 мм). Грани кубика разобраны и находятся у всех участников в одинаковом положении.
2. После выдачи кубика засекается 3 минуты на подготовку робота для всех участников одновременно. Подготовка робота: фиксация роботом кубика Рубика, сканирование цветов. Во время сканирования робот может перемещать кубик целиком вдоль любой плоскости и в вдоль любой оси. Во время сканирования запрещается вращать грани роботу и оператору! Запрещается вносить любые конструктивные изменения в форму кубика роботу и оператору! Запрещается разбирать кубик роботу и оператору! Робот должен сканировать кубик автономно! Оператор не должен вмешиваться в работу робота! Оператор ТОЛЬКО  устанавливает кубик в робота и нажимает кнопку ПУСК для сканирования.
3. Робот после сканирования должен занять стартовую позицию и издать сигнал для судьи: поднять флажок, включить индикатор звуковой или световой не более, чем на 1 минуту. После робот должен опустить флажок или выключить индикатор.  Если робот по истечении 3 минут не занял стартовую позицию для сборки, то он будет снят с раунда.
4. По команде судьи участники нажимают кнопки ПУСК, роботы начинают сборку.
5. После того как робот соберет кубик, он должен издать сигнал для судьи: поднять флажок, включить индикатор звуковой или световой.
6. Судья фиксирует время.  Если все цвета собраны верно, то время заносится в протокол. Если хотя бы одна  ячейка кубика не совпадает, то в протокол время не заносится.
7. Если роботы не справились с задачей за 5 минут, то в протокол время не заносится.

[свернуть]
Соревнования роботов сортировщиков (до 20 лет)

Сортировочная машина

Юные робототехники Шурупкин и Лампочкин любят создавать роботов из деталей конструктора LEGO, но случилось так, что они уронили коробку с деталями. В коробке было 3 вида деталей разных размеров: шестеренки, балки и оси. Юные мастера — лентяи! Они не хотят сортировать детали вручную. Помогите изобретателям отсортировать детали и создайте для этого сортировочную машину.

 Условия соревнования

Отсортировать детали 3 типов 3 разных размеров по 9 ячейкам как можно эффективнее. Под эффективностью подразумевается способность робота отсортировать максимальное количество деталей за минимальное время.

Требования к командам

1. Команда состоит не более, чем из двух участников и тренера.
2. Соревнования проводятся только в одной возрастной категории
3. Возраст участников не превышает 20 лет.

Требования к роботу

1. Робот должен быть автономным.
2. Робот должен иметь отсек для заполнения его деталями.
3.Размер робота может быть любых размеров.
4. Для реализации робота участники могут выбрать любую робототехническую платформу.
5. Робот представляет собой сортировочную машину, которая будет распределять детали по 9 ячейкам, встроенным в робота. На каждой из 9 ячеек указан тип сортируемых деталей:

Тип «Оси»
— О1 – Ось малая;
— О2 – Ось средняя;
— О3 – Ось большая;

Тип «Шестеренки»
— Ш1 – шестеренка малая;
— Ш2 – шестеренка средняя;
— Ш3 – шестеренка большая;

Тип «Балка»
— Б1 – балка малая;
— Б2 – балка средняя;
— Б3 – балка большая.

Правила проведения соревнования

1. Соревнования проводятся в три раунда: первые два раунда квалификационные, а третий финальный.
2. В финальный раунд проходят 5 команд, набравшие наибольшее количество положительных баллов в одном из квалификационных раундов.
3. Победитель и два призера  определяются в финальном раунде по наибольшему количеству положительных баллов.
4. Если квалификационный раунд роботы не проходят, то финальный раунд отменяется.
5. Если в финальном раунде роботы не набирают положительное количество баллов, то соревнование завершается без победителей.
6. Финальный раунд проводится даже в том случае, если квалификацию проходит один робот.

Правила проведения раунда

1. В специальный отсек внутри робота высыпаются детали, которые нужно отсортировать по 9 ячейкам.
2. Количество деталей каждого типа не менее 10 и не более 30. Количество деталей каждого размера не менее 3 и не более 12.
3. Количество деталей каждого типа и вида определяется судьей непосредственно перед самим раундом после сдачи роботов в карантин.
4. По команде судьи участники запускают роботов.
5. Во время работы робота запрещено любое взаимодействие с ним.
6. Максимальное время попытки – 5 минут.
7. По завершении сортировки робот должен поднять флажок или издать звуковой или световой сигнал. Судья фиксирует время сортировки.

Баллы

1. Каждая деталь имеет свой тип (балка, ось, шестеренка) и размер (малая, средняя и большая).
2. За каждую правильно отсортированную по типу и размеру деталь участник получает 4 балла.
3. За каждую правильно отсортированную деталь только по типу участник получает 1 балла.
4. За каждую неправильно отсортированную по типу деталь на участника налагается штраф – 2 балла.

[свернуть]
Гонки микромаусов (ограничений на возраст нет)

Лампочкин исследовал новый лабиринт, и в центре него нашел комнату с призами. Их было так много, что один он не смог их унести. Тогда он позвал на помощь Шурупкина. Так как Шурупкину было лень проходить весь лабиринт, он решил изобрести робота, который бы привел его к Лампочкину кратчайшим путем.
Попробуйте опередить Шурупкина с Лампочкиным и заберите призы себе!

Призы

1 место: IPhone!!!
2 место: SSD накопитель на 512 ГБайт
3 место: PowerBank

Требования к команде:

Команда состоит из одного человека, возраст которого не ограничен!

Соревновательный полигон
Соревновательный полигон представляет собой лабиринт 16х16 ячеек,
размер ячейки 18х18 см. Высота бортика 5 см. Пример соревновательного
полигона представлен ниже:
Требования к роботу
1. Робот должен быть автономным
2. Размеры робота не должны превышать габаритов 16х16х16 см.
Условия состязания
1. Состязание проходит в 3 раунда. Раунд состоит из двух запусков робота. Первый запуск заключается в старте робота из угла лабиринта и исследовании лабиринта. Время первого запуска не более 2 минут. По истечении 2 минут робот должен сам остановиться.
2. Второй запуск предполагает достижение роботом центральной части лабиринта. После достижения центральной части лабиринта робот должен остановиться. Центральная часть лабиринта — это зона из 4х ячеек без перегородок.
3. Время, отводимое на второй запуск — не более 1 минуты.
4. Место старта робота, направление движения робота, а также карта лабиринта определяется после сдачи роботов в карантин.
5. Второй запуск робота осуществляется только в том случае, если при первом запуске робот посетил центральную часть лабиринта.
6. Перед началом раунда участник должен сообщить о том, каким образом будет осуществляться старт робота во втором запуске. Если робот во втором запуске не достиг центра в течении минуты, то раунд не засчитывается.
[свернуть]